Восхождение на Килиманджаро (2013 год)

Возврат к списку

«Они свернули налево, и там, впереди, он увидел заслоняющую всё перед глазами, заслоняющую весь мир, громадную, уходящую ввысь, немыслимо белую под солнцем, квадратную вершину Килиманджаро. И тогда он понял, что это и есть то место, куда надо держать путь».

Эрнест Хемингуэй, «Снега Килиманджаро», 1936 год.

И вот 1 декабря — долгожданный день начала нашего путешествия в неизведанную, загадочную и такую притягательную Африку. Еще с детства, читая повесть Ернеста Хемингуэя «Снеги Килиманджаро», у меня родилась идея-ностальгия побывать в этих местах, и нужно сказать, что много кто из моего поколения, узнавши про наши платы, сразу проводил ассоциацию с этим ярким и таким эмоциональным творением Великого Хема. Много приготовлений, физические тренировки, медико-профилактические мероприятия, и наконец мы в поезде — началось!

В Киеве приятная встреча — постоянные участники наших высоких походов — Володя и Вероника, поддержали Виче на Майдане Независимости и, возвращаясь во Львов, пожелали нам счастливой дороги. Мы так же хотели б побороться за европейское будущее Украины, но придется это сделать где-то на расстоянии более 9000 км и еще на высоте около 6000 м над уровенем нашей столицы.

Уже в аэропорту Борисполь собрались все 10 участников нашей Команды: Копанский Сергей (это я), Юрчишин Игорь, Рущак Ярослав, Борсукевич Люба, Павлив Петро, Павлив София — со Львова, Копанский Юлий — с Киева, Плиска Вячеслав — с Закарпатья, Харченко Андрей, Кривко Оксана — с Харькова. Вот такая достаточно большая компания, возрастом от 18 до 53 лет, и с опытом походов по Кавказу, Гималаям, Памиру, а у троих участников — только Карпаты.

Короткие таможено-билетные формальности и воздушная дорога в два этапа: сначала перелет в аэропорт Шаржи.

1

 (Отдых в аэропорту Шаржи)

А после 5 часов сна, там в компании красочных представителей десятков национальностей Африки и Азии, еще 5 часов перелета в столицу Кении — Найроби. Там за 20 баксов оформляется транзитная виза и имеем право выйти на Черный Континент, впервые за экватором. Кстати, как считают ученые, именно в Кении более 3 миллионов лет тому назад появились первые предки человека. И хотя Найроби, вроде бы является самым большим городом Восточной Африки, а так же мировым центром сафари, город мы осмотреть не успели, да и не планировали в этот раз. Тем более, что в памяти еще был теракт 21 сентября 2013 года, когда там было убито более 60 человек.

Сразу на выходе вижу, что нам приветливо машет солидный мужчина с особенно белоснежной улыбкой, держащий табличку — Kopanskіy Yuli

2

 (Встреча в аэропорту Найроби прошла с хорошим настроем)

Так, наш партнер Джон, с которым мы вели предыдущие переговоры, все официальные моменты решал с нами персонально и очень ответственно. Разместились в стареньком микроавтобусе и минуя Найроби, какими-то трущобами начали движение к Танзании. Было видно, что все промышленные районы, а так же территории отелей обнесены колючей проволокой. Незря, наверное, комиссия ООН присвоила Найроби категорию С, как одному из самых опасных мест мира.

Через 3 часа делаем остановку для обмена денег, и посещаем небольшой местный базар.

3
Вот это черный рынок.

Потом оформление документов на кенийско-танзанской таможне (50 у.е. за визу)

4
Сувениры на таможне

Прибываем уже ночью в Моши — города откуда начинаются восхождения на Килиманджаро. Небольшие предварительные сборы и сон с предстартовым волнением.

1 день восхождения

А поволноваться все-таки немного пришлось. Так как в 7.00 мы сдали всю сумму (а это количество денег — соблазнительное) нашему компаньону, сбор он назначил на 9.00, а в 9.30 мы не видим его возле отеля, ни возле обещанного автобуса, ни гидов, которые б должны были проверить наше снаряжение.

5
Наш отель — цветной и симпатичный

С каким облегчением я посмотрел на своих друзей, когда автобус все-таки приехал, и водитель с приветливой улыбкой объяснил, что все ОК. Опять рюкзаки на верх и еще час в пути. Путь к входу в Национальный парк становился все более живописным, но или то остатки волнения, или ароматный запах тропического леса изморили нас, и большинство участников нашей группы проснулись уже на высоте 1800 м, возле ворот парка Шамбас. Именно здесь начинается маршрут Мачаме.

6
Вход в парк Шамбас — начало маршрута Whisky Route

Этот путь, в отличие от более короткого и попсового маршрута Марангу (Кока-Коlа Route), имеет еще и название «Whisky Route». Опять потеря времени. Так как наша группа, очевидно, самая большая и пока происходит оформление документов, раздача нашего груза портерам, проходит около 2 часов. Джон подходит с большим облегчением, знакомит нас с 4-мя гидами и показывает еще 25 портеров и повара (такая армия обслуживающего персонала здесь обязательна, в наших путешествиях это впервые и, наверное, надолго).
7
Все эти ребята-казаки к нашим услугам

Здесь нужно проявить к новым спутникам некоторую жесткость. Поэтому я не отвечаю на белозубые улыбки (еще и потому, что никто из нас похвастаться такой белизной не может, как и загаром), и рассказываю, что придерживаюсь в своих путешествиях всегда четкого графика и порядка. Мы делаем «вливание» и требуем, чтоб в дальнейшем все было оперативно. Нужно сказать, что наш главный гид Израиль оказался ответственным и волевым человеком, действительно весь график восхождения он придерживался в дальнейшем до минуты. Получили и сразу использовали вкусный перекус: по гамбургеру, куриная ножка, два банана, кекс, упаковку сока на каждого (количество калорий и вес в животе гарантированна). И как-то не веря самим себе, наконец начали идти. Дорога вела по грунтовой алее, которая серпантином поднимала нас вверх по тропическому лесу, вокруг — неимоверные заросли и такие ж густые и душистые внутренние впечатления.

8
Зрители из джунглей ждут на маршруте

Недлительная фотоостановка возле водопада в непроходимом лесу

9
А покупаться здесь не успел

И дальше в путь. Через 4 часа (согласно планов — идти около 5 часов, но у нашей группы получалось всегда быстрее, наверное спешили к вкусному ужину) мы вышли на территорию лагеря Мачаме (3000 м). Это значительный набор высоты (1200 м), но дался всем легко и с азартом — приключение началось. Теперь хотелось всеми силами растянуть время подольше, т.к. эти минуты — желанные задолго до этого. Вкусный ужин при свечах и фонариках, так как ночь наступает тут с 19.00, и сон под мелодии незнакомого леса и мистической Африки.
10
Бвана, кушать подано, «садитесь жрать, пожалуйста.

2 день.

Этот день получился еще короче: всего 3 часа ходьбы, набор высоты 700 м на 8 км. Было несколько крутых скальных участков, но в целом маршрут проходил по вересковому лесу. Конечная точка дневного маршрута — открытое плато Шира.
11
Пейзаж с плато Шира — Игорь в тумане

Но как раз на такой высоте у участников восхождений могут уже наблюдаться проявления горной болезни — головная боль, одышка, тошнота. Тем с нашей группы, кто уже имел «высотный опыт», пока что легко, но для нескольких членов экспедиции — началось дискомфортное время. Начинается сильный «обеденный» дощь. Нужно сказать, что каждый день с 12.00 до 15.00 тут шли дожди. Поэтому наши гиды организовывали завтрак в 7.30, а выход в 8.15. После обеда проводим время в коммуникационных играх, а немного после начинается интересный разговор с нашим главным проводником — Израилем. Он предложил нам вроде бы интереснейший вариант восхождения на Килиманджаро — через так называемый Lava Tower. Это — путь по нехоженым местам и как раз по краю огромного кратера (напомню, Килиманджаро — огромный спящий вулкан). Звучит интересно, но чувствую, что «что-то здесь не так». И действительно, после детального разговора понимаем, что партнеры пробуют сократить наш поход на один день, вроде бы в нашу пользу. Однако, наш маршрут мы выбрали еще и потому, что тут большее количество дней, хотя и существенно дороже, но дает возможность пройти минимальную акклиматизацию. Израиль старается убедить нас со всех сил, но мы категорично «нет». Настроение испортили ему сильно (нужно сказать, что у африканцев очень легко читаются их эмоции на лице, особенно негативные). В этот день делаем еще и хороший акклиматизационный выход.

12
Акклиматизация на Шира Хата

Даем Израилю 20 у.е. компенсационных для настроения. А вечером открываются невероятные пейзажи.

13
Пейзаж в направлении домой.

3 день

Очень красивый, хотя и мокрый день. Проходим 11 км, с поднятием на перевал Вежа Лавы

14
Могу и полететь — высота 4600

15
Два молодых «орла» — отец и сын

Потом, уже под дождем спускаемся по очень красивой дороге к лагерю Баранко (3950 м). Вот это и называется акклиматизация!

Интересные скальные участки, местами очень круто, даже немного напоминает категорийные перевалы предыдущих сложных походов. Среди лунных пейзажей — красочные уголки тропической растительности, долина речки, два водопада. Это уже нравится по-настоящему. Уверен, что впоследствии именно этот день позволил успешно выполнить поставленные цели.

16
Смотрят вниз и думают, а первый уже долетел…

17
Неужели и тут гуцулы эти камни наносили?
18
Каменная пустыня и дерево… кто-то посадил

И в этот день к месту регистрации наша группа пришла первой. Ну любим мы соревноваться… Кстати, в каждом лагере есть пункт регистрации групп.

19
Регистрируемся под кодовым именем — «астронавты»

К этому тут относятся очень ответственно (вспоминаю прошлогодний Памир, где отсутствуют всякие регистрирующие-спасательные инстанции).

В этот день организовываем чтение вслух «Снеги Килиманджаро». И в который раз это произведение пронизывает меня до мозга костей, надеюсь, младшее поколение нашей Команды также почувствовало в этот момент высокое эмоциональную нагрузку. Своего рода, командный аутотренинг, а может и командный психомазохизм…

4 день

День начался подъемом на стену Баранко.

И тут я оторвался. И в расстоянии, и в ощущениях драйва.

20
Табор идет в небо

Очень крутой каменный подъем, иногда нужно было использовать навыки несложного скалолазания — накатились воспоминания про на самом деле опасные походные дни, и захотелось бегать, прыгать, обганять. Что я успешно и сделал. Признаю, створил неудобство нашим гидам, но их же у нас — 4, должны отрываться вместе с нами. Верхом горной эйфории было отжимание с двойными хлопками на верху стены, на высоте 4100 м. Если б не знал себя, можно было б сказать — «горняшка». На а так, просто гора удовольствия от чудесного техничного дня и немного ребячества.

21
Чувство удовольствия в горах — это не всегда симптомы горной болезни

Потом небольшой спуск в долину реки, которая была последним пунктом набора воды на маршруте и подъем через очередной лунный пейзаж в лагерь Каранга.

22
Каменные джунгли на Луне — приблизительно, что-то такое…

Ночлег на высоте 4200 м — проверка акклиматизационных процессов нашего организма в этом динамичном восхождении. Сон нормальный, на улице ночью — неплохой морозец.

5 день

Замедлить время мы так и не смогли. Уже приближался решающий день. Как раз сегодня мы поднимаемся по скальным участкам к последнему лагерю Барафо (4600 м). Это отбирает немного больше чем 2 часа времени. Поэтому от нашего лагеря осуществляем последний акклиматизационный выход еще на 4900 м. Тучи расходятся, возможность для фотосессии — отличная.

23
Команда К-2 на акклиматизации, а выглядит, вроде на курорте…

24
Фотосессия на высоте 5000 м над уровнем моря — обстоятельства и возможность позволяют

Кое-кто даже подумывал установить высотный рекорд семейной жизни, но я не позволил нарушать спортивный режим (а на самом деле просто завидно). Действительно, красота невероятная и вдохновляющая. С чудесным настроением возвращение в лагерь, обед, подбор и подготовка снаряжения к последнему штурму. Остается 6 часов для отдыха и сна, так как восхождение начнется в 0.00. Но качественно поспать никому не удается — все таки все взволнованы. Невзирая на возраст и опыт, каждая новая вершина — это всегда неизвестность, загадка, борьба с собой и надежда на Господнее благословение.

6 день

Поднимаемся в 23.00, пьем чай донельзя (для уменьшения последствий горной болезни необходимо выпивать каждый день по 3-4 литра жидкости). Ну что ж, молитва, и вперед и вверх. В предыдущий день выпало немало снега, звездное небо затягивается туманом. До точки вчерашнего акклиматизационного выхода идется легко. Морозец с каждой сотней метров крепчает, нужно утеплится. Думаю не пожалели те, кто все-таки взял пуховки и теплые рукавицы. Гиды предупреждали, что нужно одевать на себя все, что имеем, но мы сделали незначительную поправку, так как живем немного севернее, чем их народ. Уже выше 5000 м над уровнем моря. Темп немного упал, шаги стают короче, а дыхание — глубже и чаще. Сзади нас поднимается группа иностранцев. Вдруг один из них зашатался и присел — легкое головокружение. Наша помощь не понадобилась — с ним еще больше помощников, чем с нами. Недостаток кислорода дается непросто. На высоте 5300 — 5400 я чувствую, как начинает кружиться голова, и ноги стают все больше ватные. Но помню, что эта высота — это как-раз точка болезненной переакклиматизации именно для меня. Поэтому двигаю ногами почти на месте, дышу, как кузнечный мех и уверенно замыкаю нашу колону. Израиль, соответственно по предыдущим наблюдениям за нашей группой, меня с сыном Юлием поставил замыкающими. От зараза! Но я ж и сам последними ставлю опытных и крепких, такие правила — и они правильные. Подъем становится круче, но справа, над горой Мавензи, уже просыпается солнышко, и его нежные лучики подзаряжают наши внутренние двигатели.

25
Восход солнца над горой Мавензи — рождение нового дня и начало моего дня рождения

Последний рывок, уже с камерой на голове, и мы на краю огромного кратера, в седловине между пиками Кибо и Мавензи. Это место называется — вершина Стелла, с высотой 5745 м.

26
Промежуточная вершина — точка Стелла, с высотой 5745 м — важная, но не конечная

Это уже выше, чем самая высокая точка Европы — гора Эльбрус (высота 5642 м). Предварительная эйфория и поздравления, ведь идти еще около 45 минут, хоть и более пологим участком, но и с набором высоты 150 м. Часто читал в репортажах, что люди именно здесь решали: «с меня хватит, дальше не пойду, какая разница, тут вершина, или там». Но для нас вершина одна — пик Ухуру — самая высокая точка Африки, и одна из семи самых высоких вершин, соответственно на своих континентах. После радостной фотосессии опять концентрируем усилия, и дальше — к главной цели путешествия. Но идется уже легче, успеваем делать фото, видеосъемку, любуемся ледниками и внизу наблюдаем огромную долину — кратер вулкана Кибо. Первовосходитель на Килиманджаро, немец Ганс Маер назвал это место высотной тундрой в тропической Африке.

27
Снеги Килиманджаро еще поднимаются над Африкой и поражают своей величиной

Через пол часа — настоящая победа, мы в очередной раз перебороли себя, и вершина нас пустила.

28
Команда К-2 на пике Ухуру — новая мечта достигнута

Вот тут уже безумные эмоции, обнимания, пение гимна Украины, и даже поздравление с Днем рождения. Ведь кое-кто умудрился почти случайно попасть на Килиманджаро в свой личный праздник.

29
Вместе с сыном на очередной вершине мира — это моя жизненное счастье. А еще и день рождения!

30
Хорошее снаряжение — необходимо для наших путешествий

31
Хорошо путешествовать с классными партнерами

После этого еще был очень затяжной спуск, аж до ворот Национального парка, короткий переезд к отелю, празднование Восхождения и Дня рождения по совместительству. Но день на самом деле удался очень долгий и незабываемый.

А потом еще были райские экскурсии:

первая — к термальным источникам кристально-звонкой реки, которые находятся среди настоящих глухоманей бедной Танзании. По дороге мы увидели настоящую автентику африканского села, классических представителей народа масаи, которые показывают на белых людей своим детям, как на чудо и не позволяют их фотографировать. Кстати, эту экскурсию наш «шеф» Джон подарил нам бесплатно, но познавательно-отдыхающая ценность ее для нас была громадная;

вторая — сафари, комбинированная автомобильно-пешеходная прогулка территорией национального парка Аруша, осмотр с нескольких метров представителей местной фауны — жираф, зебр, антилоп, буйволов, свинок «тумба», обезьян, змей и массу другого.

Но это уже моменты более обычные для теплого отдыха, и Хемингуэйем описаны не так проникновенно. Хотя, читаем «Недолгое счастье Френсиса Мекомбера»…

Возврат к списку